Archikultura

Дизайн

Хрустальный дом

140-летняя история компании Daum (Дом) — это летопись технической мысли и эволюции эстетических вкусов целой художественной эпохи. Мануфактура вошла во всемирную историю благодаря одному из самых «экстравагантных» поступков: компания Daum стала первой, рискнувшей покрыть хрустальным абажуром электрический свет в торшерах и настольных лампах.

Первый завод, давший рождение марке, был основан в 1878 году Жаном Домом в Нанси. Он делал вполне традиционные стеклянные вещи, чего не скажешь о его амбициозных сыновьях Огюсте и Антонине. В 1891 году на заводе Daum появился «художественный цех» — место, где братья разрабатывали эскизы будущих моделей и куда они приглашали своих друзей — других ремесленников Нанси: мебельщик Луи Мажорель, художник Виктор Пруве и, главное, Эмиль Галле. В 1900 году на универсальной выставке, c которой, как считается, началось всеобщее признание стиля ар-нуво, коллекция Daum получила Grand Prix. 

Годом позже упомянутая группа плюс архитектор Эжен Валлен создали «школу Нанси», в которую вошла вся художественная общественность города. Шедевры, созданные «школой» за десять лет существования, разошлись по музеям всего мира и частным коллекционерам. На парижской выставке декоративного искусства 1925 года Daum снова был одним из первых. Столовую легендарного пассажирского лайнера «Нормандия», идеального образца уже направления ар-деко, украшал хрусталь Daum.
Технологии производства постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от того, что больше подходило актуальному на тот момент стилю. В эпоху ар-нуво, чтобы передать сложные формы и орнаменты, стекло травили кислотой и гравировали на точильном круге, сплавляли из нескольких слоев и покрывали эмалью, вставляли в него другие материалы и искусственно старили.

После того, как стиль ар-нуво вышел из моды, компания Daum начала развиваться в жанре ар-деко. Поль, сын Огюста, продолжил традицию приглашения известных художников. Он разработал новую технологию, которая отлично соответствовала стилю, требовавшему прямых линий и геометрических орнаментов. Прежде, чем наносить гравировку, он замораживал стекло, отчего оно становилось похожим на покрытый инеем лед. Слово «хрусталь» вошло в лексику марки при нем же. В конце 1930-х годов он пересмотрел состав используемого сырья, и вместо стекла фабрика начала работать с хрусталем. Известность компании принесла особая техника изготовления хрусталя — «pate de verre» (в буквальном переводе — «тесто из стекла»).

Древний метод, заново открытый компанией Daum, по своей сложности и деликатности многочисленных операций не имеет себе равных в «хрустальном» искусстве. Самые интересные страницы в истории компании — совместные проекты с самыми знаменитыми художниками прошедшего столетия. В музее Daum хранятся хрустальные шедевры, созданные по дизайну Армана и Сезара, Дали и Дюбрея, Мака Конико, Лаланна и Кокто, Эмилио Робба, Ришара Орлински — всего более трехсот пятидесяти имен. Самый сложный и важный этап — это изготовление формы на основе рисунка художника. Она проходит четыре стадии — глина, пластик, воск и гипс, прежде чем стать полноценной формой, которую можно использовать в производстве.

Готовая гипсовая форма годится для изготовления 50 экземпляров, после чего выкидывается, и всё начинается заново. В форму, согласно подробному рисунку, засыпаются крупицы и осколки хрусталя разных цветов — сегодня это единственная марка, способная воспроизвести более 70 оттенков в хрустале. Наполненные формы отправляются в печь, где проводят от нескольких дней до нескольких недель, медленно расплавляясь и потом застывая. Затем гипс аккуратно сбивается с хрустальной модели и следует долгая и кропотливая обработка — откалывание лишних частей, шлифовка, полировка и т. д. И лишь штамп с логотипом Daum, поставленный контролером качества, завершает этот процесс.

 

 

К какому художественному направлению ни относились бы произведения, носящие имя Daum — «ар-нуво» или «ар-деко», — их легко узнать: искусно изготовленный хрусталь, тонкая гравировка и роспись, естественные линии и контуры, живые и обворожительные цвета. Концепция, придуманная еще братьями Daum, — работать с самыми прогрессивными художниками и быть в авангарде любого течения — не менялась никогда.

Вы можете приобрести изделия бренда по адресу: бутик «Daum», г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 17 (комплекс «Зарафшан»).

*На правах рекламы.

Duravit
Duravit
Смотрите также:
Курс на Вьетнам
Интерьер

Курс на Вьетнам

Ресторан современной вьетнамской кухни, выполненный во французском колониальном стиле.

Между небом и землей
Архисегодня

Между небом и землей

Три независимые конструкции, формирующие единый дом с природой.

Маленький большой мир
Дизайн

Маленький большой мир

Работы художника-минималиста, который говорит с нами о простых вещах на понятном языке.

Цифровые галлюцинации
Архисегодня

Цифровые галлюцинации

Трансцендентная инсталляция на границе двух миров.

BOTAN — звучит гордо
Культвещи

BOTAN — звучит гордо

Дизайнерское кресло для ценителя книг и уединения.

Век живи
Фото

Век живи

Проект венгерского фотографа, запечатлевшего время через призму архитектуры.

Жизнь на земле
Интерьер

Жизнь на земле

12 рукотворных элементов мебели, способные доказать: в этом мире всё постоянно.

От фронтона до бетона
Интерьер

От фронтона до бетона

Визуализатор компании Golden House Алексей Данилов о лобби в будущем жилом комплексе Mirabad Avenue.

КАНАДАХОДЕЦ
Интервью

КАНАДАХОДЕЦ

Эрик Петерсон — фотограф из Канады: о творческом процессе, фотографии, путешествиях и о жизни в Узбекистане в интервью Archikultura.