Archikultura

Дизайн

Хрустальный дом

140-летняя история компании Daum (Дом) — это летопись технической мысли и эволюции эстетических вкусов целой художественной эпохи. Мануфактура вошла во всемирную историю благодаря одному из самых «экстравагантных» поступков: компания Daum стала первой, рискнувшей покрыть хрустальным абажуром электрический свет в торшерах и настольных лампах.

Первый завод, давший рождение марке, был основан в 1878 году Жаном Домом в Нанси. Он делал вполне традиционные стеклянные вещи, чего не скажешь о его амбициозных сыновьях Огюсте и Антонине. В 1891 году на заводе Daum появился «художественный цех» — место, где братья разрабатывали эскизы будущих моделей и куда они приглашали своих друзей — других ремесленников Нанси: мебельщик Луи Мажорель, художник Виктор Пруве и, главное, Эмиль Галле. В 1900 году на универсальной выставке, c которой, как считается, началось всеобщее признание стиля ар-нуво, коллекция Daum получила Grand Prix. 

Годом позже упомянутая группа плюс архитектор Эжен Валлен создали «школу Нанси», в которую вошла вся художественная общественность города. Шедевры, созданные «школой» за десять лет существования, разошлись по музеям всего мира и частным коллекционерам. На парижской выставке декоративного искусства 1925 года Daum снова был одним из первых. Столовую легендарного пассажирского лайнера «Нормандия», идеального образца уже направления ар-деко, украшал хрусталь Daum.
Технологии производства постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от того, что больше подходило актуальному на тот момент стилю. В эпоху ар-нуво, чтобы передать сложные формы и орнаменты, стекло травили кислотой и гравировали на точильном круге, сплавляли из нескольких слоев и покрывали эмалью, вставляли в него другие материалы и искусственно старили.

После того, как стиль ар-нуво вышел из моды, компания Daum начала развиваться в жанре ар-деко. Поль, сын Огюста, продолжил традицию приглашения известных художников. Он разработал новую технологию, которая отлично соответствовала стилю, требовавшему прямых линий и геометрических орнаментов. Прежде, чем наносить гравировку, он замораживал стекло, отчего оно становилось похожим на покрытый инеем лед. Слово «хрусталь» вошло в лексику марки при нем же. В конце 1930-х годов он пересмотрел состав используемого сырья, и вместо стекла фабрика начала работать с хрусталем. Известность компании принесла особая техника изготовления хрусталя — «pate de verre» (в буквальном переводе — «тесто из стекла»).

Древний метод, заново открытый компанией Daum, по своей сложности и деликатности многочисленных операций не имеет себе равных в «хрустальном» искусстве. Самые интересные страницы в истории компании — совместные проекты с самыми знаменитыми художниками прошедшего столетия. В музее Daum хранятся хрустальные шедевры, созданные по дизайну Армана и Сезара, Дали и Дюбрея, Мака Конико, Лаланна и Кокто, Эмилио Робба, Ришара Орлински — всего более трехсот пятидесяти имен. Самый сложный и важный этап — это изготовление формы на основе рисунка художника. Она проходит четыре стадии — глина, пластик, воск и гипс, прежде чем стать полноценной формой, которую можно использовать в производстве.

Готовая гипсовая форма годится для изготовления 50 экземпляров, после чего выкидывается, и всё начинается заново. В форму, согласно подробному рисунку, засыпаются крупицы и осколки хрусталя разных цветов — сегодня это единственная марка, способная воспроизвести более 70 оттенков в хрустале. Наполненные формы отправляются в печь, где проводят от нескольких дней до нескольких недель, медленно расплавляясь и потом застывая. Затем гипс аккуратно сбивается с хрустальной модели и следует долгая и кропотливая обработка — откалывание лишних частей, шлифовка, полировка и т. д. И лишь штамп с логотипом Daum, поставленный контролером качества, завершает этот процесс.

 

 

К какому художественному направлению ни относились бы произведения, носящие имя Daum — «ар-нуво» или «ар-деко», — их легко узнать: искусно изготовленный хрусталь, тонкая гравировка и роспись, естественные линии и контуры, живые и обворожительные цвета. Концепция, придуманная еще братьями Daum, — работать с самыми прогрессивными художниками и быть в авангарде любого течения — не менялась никогда.

Вы можете приобрести изделия бренда по адресу: бутик «Daum», г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 17 (комплекс «Зарафшан»).

*На правах рекламы.

Scavolini
Scavolini
Смотрите также:
Предложение, от которого не отказаться
Архивчера

Предложение, от которого не отказаться

Дом из фильма «Крестный отец II» на озере Тахо выставлен на продажу.

Средневековый ренессанс
Архисегодня

Средневековый ренессанс

Обновленный фасад музея средневековья в Париже.

Остановись, мгновенье!
Дизайн

Остановись, мгновенье!

Чарующая инсталляция парижских художников, в которой остановилось время. 

Мне бы в небо
Фото

Мне бы в небо

Солнечные снимки Себастьяна Вайсса, которые предлагают взглянуть вверх: на самые впечатляющие бетонные конструкции Европы.

И целого леса мало
Архисегодня

И целого леса мало

Единственный частный дом Захи Хадид для «русского Джеймса Бонда»

Брутальная Британия
Дизайн

Брутальная Британия

Книга, посвященная послевоенной британской архитектуре.

Жить на Манхэттене
Архивчера

Жить на Манхэттене

Визуализация отмененного проекта архитектора Пола Рудольфа, который бы изменил облик Манхэттена. Рубрика: Архивчера

Земля Отцов
Архивчера

Земля Отцов

Совместный фотопроект журнала Archikultura, архитектора Наби Агзамова и института «Стрелка» о Старом городе в Ташкенте.

Метаформы
Интервью

Метаформы

Интервью с основателем компании Metacon, работающей с бетоном.