Archikultura

Дмитрий Лигай
Дмитрий Лигай
Художник-иллюстратор
Графика

Художник, что рисует дом

Дмитрий Лигай, художник-иллюстратор, чьи работы можно увидеть в журналах, GQ Россия, SNOB и Esquire рассказывает о современных тенденциях в мире коммерческой иллюстрации.

Рисование - это твое основное занятие? Кто ты по профессии?
По профессии я дизайнер архитектурной среды. Десять лет назад окончил Ташкентский архитектурно-строительный институт, но по правде говоря, на втором курсе внезапно понял, что хочу быть художником-графиком.

Где и в чем ищешь вдохновение?
Слово «вдохновение» здесь не совсем уместно, это скорее некий импульс. Я склонен относить иллюстрацию больше к творческому ремеслу, хотя здесь есть очень тонкая грань с искусством. У меня есть дедлайны, договора, брифинги и прочие технические требования, поэтому в этом плане я не сильно отличаюсь от дизайнера. Конечно, к каждому проекту нужен особый подход и тот самый импульс для работы, который я нахожу везде: в людях, в музыке, в кино, в красиво падающих тенях.

Как меняется иллюстрация со временем? Куда она идет?
Сложно об этом говорить, наверное, к разнообразию. Если мы говорим о технической стороне, то сейчас иллюстрацией может считаться и 3d и вектор, пиксель арт, фотография, коллаж, линогравюра, акварель, шелкография, цифровая живопись и т.д., то есть все то, что арт-директор посчитает нужным использовать в качестве иллюстрации.... Вопрос на сколько в той или иной технике иллюстратор окажется состоятельным и востребованным. 

Как долго ты можешь не работать?
Стараюсь работать каждый день, даже если у меня нет заказа, я все равно работаю над своими проектами. Обычно я устраиваю себе однодневный выходной после сдачи проекта, просто, чтобы привести мысли в порядок и нормально выспаться. Мне сложно ничего не делать больше суток.

Что для тебя рисовать проще  всего?
Проще всего, когда заказчик дает свободу действий и полностью тебе доверяет. В остальном не могу сказать, что что-то дается рисовать тяжелее, разве что архитектуру. Это самое неблагодарное занятие, вырисовываешь все эти мелочи, тратишь кучу времени, а потом какой-нибудь дизайнер закрывает все это громадным шрифтом...

Как происходит процесс создания иллюстрации?
Обычно ко мне обращаются с запросом на почту, присылают технические требования, бриф или материал, который необходимо проиллюстрировать. Мы обговариваем идеи, детали договора, сроки исполнения, стадии сдачи работы, гонорар, еще какие-то пожелания от заказчика. Обсуждение в переписке важно тем, что это само по себе уже документ, на который можно ссылаться если дальше возникнут проблемы в процессе. Обычно я рисую все вручную и по отдельности, т.е. каждый элемент в иллюстрации рисуется отдельно. Только когда уже отрисованы все элементы я начинаю собирать картинку, коллажировать, если хотите, в Photoshop.

Что было твоей лучшей работой и для кого?
Трудно выделить что-то лучшее, но могу сказать, что было одним из самых сложных. Это был проект для рекламного агентства Leo Burnett Moscow, я рисовал обезьян для их корпоративной упаковки. У меня долго ничего не получалось, в каждом письме от арт-директора приходило по 10-15 правок, я постоянно начинал заново и думал, что проект провалится. После нескольких недель неудачных попыток я нашел нужный стиль и мне  было приятно узнать, что офис бернеттовцев был в восторге. Именно тогда я понял, что там работают профессионалы, они точно знают, чего хотят.

Самая неадекватная реакция на твое творчество?
«Ну и мрак».

С чего начать человеку, который хочет связать свою жизнь с иллюстрацией?
Надо просто взять и заниматься этим! Если нет заказов, то можно иллюстрировать то, что нравится, например, любимую книгу, сделать афишу к любимому фильму и т.д. Нужно браться за любые заказы, даже если очень маленький гонорар, потому что первое время нужно работать на портфолио и набираться опыта.

Как, живя и работая в Ташкенте, неопытные иллюстраторы, могут получить заказ извне?
Чтобы получать большие заказы необходимо сильное портфолио. Работ может быть и немного, но они должны быть выдержаны в едином, отточенном стиле.
Поверьте, где-бы вы не находились, в Ташкенте или в Нью-Йорке, если вы делаете это круто, вы не останетесь не замеченными. Так же можно попробовать отправить 5-6 лучших картинок в вашей стилистике в какое-нибудь зарубежное иллюстраторское агентство или редакцию и добавить ссылки на остальные работы. Сейчас художников иллюстраторов полно, но большие заказы получают лучшие.

Расскажи о том, над чем сейчас работаешь и что в приоритете?
В последнее время я стал больше работать со своей авторской графикой, чувствую потребность в этом. Меня это радует, потому что я четко разделяю иллюстрацию и авторское творчество, на которое у меня раньше почти не было времени.

Что главное для тебя в иллюстрации?
Я мог бы описать что-то возвышенное, но на самом деле я не знаю... Всегда помимо всех требований от заказчика, я старался вложить в иллюстрацию как можно больше своих ощущений и чувств. Я считаю это нужно делать, так, чтобы быть близко к искусству.

Какими программами ты пользуешься в работе?
Можно ли обойтись только традиционными средствами изображения сегодня? Обычно я все рисую вручную, а потом сканирую и привожу в порядок в Photoshop. В работе я использую акварель и карандаши, компьютерной графикой сильно не увлекаюсь. Мне больше нравятся работы, выполненные вручную, в них больше души. Сейчас количество проектов, выполненных только с помощью компьютерной графики или цифровой живописи в разы выше. Но это вовсе не означает что время традиционных материалов и техники подошло к концу. Я думаю ручная работа никогда не потеряет своей актуальности, она всегда была и будет в цене.

Какое у тебя любимое сочетание цветов?
Затрудняюсь ответить, их очень много. Я люблю очень сдержанные цвета, их можно назвать сложными. Мои работы никогда не пестрят красками, все очень сдержанно.

Что такое плохая иллюстрация?
Иллюстрация без характера.

Расскажи немного о своей работе, что чаще всего нужно иллюстрировать?
Заказы бывают самые разные, интернет компании, журналы, реклама, книги, упаковка, обложки и т.д. Недавно я закончил серию иллюстраций для романа в стихах, это был частный заказ. Мне посчастливилось сотрудничать с очень разными компаниями, организациями и людьми, узнать, как они работают. Это ценный опыт.

Раз ты вспомнил о литературе, расскажи о том, кто из писателей запомнился, кто любим?
Благодаря работе я практически совсем перестал читать «для себя». Читаю то, что нужно иллюстрировать. Был такой российский альманах литературной фантастики «Полдень 21 век». Главным редактором и основателем, там был Борис Стругацкий. Я сотрудничал с ним на протяжении года, и каждый месяц я читал по 8-10 фантастических рассказов. К концу чтения у меня, мягко говоря, ехала крыша. Несмотря на все сложности было и здорово, к сожалению, после смерти Стругацкого альманах закрылся.

Какие у тебя планы на ближайшее время?
Планирую больше работать с авторской графикой, хочется делать действительно значимые для себя вещи. Конечно, и для коммерческих проектов я всегда открыт, кроме того я планирую открыть онлайн магазин у себя на сайте, т.к. чувствую в этом потенциал и интерес к своему творчеству. Я считаю себя молодым художником иллюстратором и достаточно трезво оцениваю себя. Мне, например, еще не приходилось работать с такими гигантами как Toyota или Nike, поэтому надеюсь лучшие проекты еще впереди.

Duravit
Duravit
Смотрите также:
Предложение, от которого не отказаться
Архивчера

Предложение, от которого не отказаться

Дом из фильма «Крестный отец II» на озере Тахо выставлен на продажу.

Средневековый ренессанс
Архисегодня

Средневековый ренессанс

Обновленный фасад музея средневековья в Париже.

Остановись, мгновенье!
Дизайн

Остановись, мгновенье!

Чарующая инсталляция парижских художников, в которой остановилось время. 

Мне бы в небо
Фото

Мне бы в небо

Солнечные снимки Себастьяна Вайсса, которые предлагают взглянуть вверх: на самые впечатляющие бетонные конструкции Европы.

И целого леса мало
Архисегодня

И целого леса мало

Единственный частный дом Захи Хадид для «русского Джеймса Бонда»

Брутальная Британия
Дизайн

Брутальная Британия

Книга, посвященная послевоенной британской архитектуре.

Жить на Манхэттене
Архивчера

Жить на Манхэттене

Визуализация отмененного проекта архитектора Пола Рудольфа, который бы изменил облик Манхэттена. Рубрика: Архивчера

Земля Отцов
Архивчера

Земля Отцов

Совместный фотопроект журнала Archikultura, архитектора Наби Агзамова и института «Стрелка» о Старом городе в Ташкенте.

Метаформы
Интервью

Метаформы

Интервью с основателем компании Metacon, работающей с бетоном.