Archikultura

Интервью

Метаформы

«Metacon» — совсем молодая компания, которая занимается производством изделий и предметов интерьера из бетона. Алишер Шухратзода, основатель компании «Metacon», подробно рассказал о процессе производства, своей любви к искусству и сложностях, с которыми пришлось столкнуться за год существования.

 

САМЫЙ ПЕРВЫЙ, СТАНДАРТНЫЙ ВОПРОС, КАК ДАВНО И С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?

Любовь к бетону была давно — ещё когда я учился в институте. Конкретные мысли об этом бизнесе появились где-то два года назад, после очередной поездки в Корею, когда я обратил внимание, как много объектов там делается из бетона: от самых простых элементов до масштабных и сложных. Тогда начал изучать эту отрасль подробнее: съездил на несколько производств, посмотрел, оззнакомился с ними. И тогда у меня уже появилась мысль, что буду заниматься этим в нашей стране. До сих пор этого у нас не было. Так что появилась возможность занять эту нишу и делать то, что интересно.

 

ТО ЕСТЬ ВЫ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЕСТЬ КОНКУРЕНТЫ?

Смотря в чем: в производстве скамеек, урн и прочих малых форм уже есть много компаний, некоторые крупнее нас, так что мы новички в этой отрасли. А в сфере декоративного бетона с аутентичным видом бетона серого цвета, я так думаю, что мы пока одни. Многие мастера пытаются имитировать бетон. Я знаю людей, которые сами для себя изготовляли какие-то бетонные вещи, и приветствую это. Бетон — такой материал, которого не надо бояться, нужно делать, пробовать. Может получиться не очень хорошо, но сама аутентичность бетона сохраняется — это самое главное.

 

ВЫ УПОМИНАЛИ, ЧТО ЕЗДИЛИ В ЮЖНУЮ КОРЕЮ, ГДЕ ПОСЕТИЛИ НЕСКОЛЬКО КОМПАНИЙ. ВАШЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЦЕЛЬЮ БЫЛО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ?

У меня были свои дела, но я подстроил свой график так, чтобы связаться с представителями, познакомиться. Были и отказы. Одна компания согласилась сразу. Они были очень открыты, много чего показали. Конечно, не всё, как, к примеру, состав смеси, но у меня самого были представления об этом, я всё понимал. Другие компании оказались не такими открытыми, показали всего пару вещей, тем не менее полученная информация была полезна. Для меня самым ценным оказалось вдохновение.

 

СЫРЬЁ, КОТОРОЕ ВЫ ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗУЕТЕ, БЛИЗКО ПО КАЧЕСТВУ К МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Не всё, к сожалению. Качество самого цемента не такое высокое и не отвечает некоторым установленным требованиям, а за границей вся инфраструктура по снабжению материалами налажена и хорошо функционирует. Из местных материалов мы используем наполнители и сам цемент, но приходится завозить некоторые материалы и добавки, что очень усложняет процесс производства.

 

ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ИНТЕРЕС У ВАС ЗАРОДИЛСЯ ЕЩЕ В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ. КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО? ВАС ЧТО-ТО ВДОХНОВИЛО?

Совсем недавно я встретил своих сокурсников, которые, узнав, чем я занимаюсь, нисколько не удивились и сказали: «Ты же ещё с тех пор любишь бетон». Сейчас я анализирую те годы и понимаю, что уже тогда интересовался стилями, в которых использовался бетон: конструктивизм, урбанизм — достаточно строгие стили. В частности, моя дипломная работа связана с этим, элементы в моём проекте были из белого бетона.
Просто у меня был большой перерыв: после того, как окончил бакалавриат в Ташкентском архитектурно-строительном институте, я учился в Корее, потом поступил в магистратуру в Ташкентский филиал Сингапурского университета. С тех пор лет семь работал в других сферах, не связанных с архитектурой. Год назад понял, что меня всё-таки больше интересует творчество, архитектура, в частности, применение бетона.

 

 

ДЛЯ ПОДОБНОГО ВИДА ИСКУССТВА НЕОБХОДИМ ОСОБЫЙ ВИД БЕТОНА ИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОБАВКИ, ИЛИ ЖЕ ОБЫКНОВЕННЫЙ БЕТОН МОЖЕТ ПОДОЙТИ?

Можно использовать и обыкновенный бетон, всё зависит от применения и назначения изделий. Если нет особых требований к этим изделиям, то можно сделать малую форму, очень стильную и необычную, из обыкновенного бетона. Так и надо делать — не усложнять то, что можно сделать просто. Мы сейчас экспериментируем, изготавливаем раковины и мойки — здесь уже должны использовать качественный бетон с добавками и пропитками, чтобы повысить долговечность и практичность. Сами изделия диктуют определённые требования к качеству.

 

КАКИЕ СЛОЖНОСТИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРИ СОЗДАНИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ?

Любые. Сложности возникают даже при изготовлении типовых изделий: материал некачественный или другие мелкие проблемы. От сложностей никто не застрахован. А вообще, чем сложнее объект, тем больше проблем может возникнуть. Особо сложными являются такие параметры изделия, как большие размеры и сложные формы.


КАКИЕ ФОРМЫ СЧИТАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫМИ?

Овальные, округлые, бионические — сложность заключается в изготовлении опалубки. Это очень перспективное направление — когда делают необычные абстрактные опалубочные формы из нетканого материала, заполняют бетоном, и каждый раз получаются оригинальные формы и объёмы. К сожалению, такую технологию мы ещё не пробовали.
У меня очень много идей! Стараемся стремиться к прогрессу, улучшаем процессы и растворы. Тренд в мире по качеству бетона — это Ultra High Performance Concrete — бетон с высокими показателями прочности, долговечности, водостойкости и прочее.
Для бетона нет границ совершенства. Чем качественнее вы хотите сделать бетон, тем тщательнее нужно подбирать состав, придерживаться оптимальной технологии при изготовлении.


НАСКОЛЬКО РАЗВИТО В МИРЕ ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ, АРТ-ОБЪЕКТОВ ИЗ БЕТОНА? ЕСТЬ ЛИ КОНКРЕТНЫЙ АВТОР, ОБЪЕКТ, ТЕХНОЛОГИЯ, КОТОРЫЕ ВАС ВДОХНОВЛЯЮТ?

В бетоне именно меня привлекает то, что из него можно сделать простые вещи. Возвращаясь к началу вашего вопроса, могу сказать, что в мире очень широко применяется бетон — как в обработанном, так и в необработанном виде, начиная от простых бордюров, ровных, долговечных, не нуждающихся в покраске.
У нас к бетону весьма пренебрежительное, узко направленное отношение. У многих этот материал ассоциируется с советским прошлым в негативном свете, к сожалению. В архитектуре очень часто использовали бетон, у нас было много зданий с фасадными декоративными элементами, изготовленными из него. Но ведь легче обшить здание алюкобондом или стеклом, чем следить и поддерживать состояние таких элементов.
В частности, материал про остановки в Узбекистане мне очень нравится! Ведь практически 90% было сделано из бетона, — различные малые формы, которые массово изготавливаются на заводах. То же самое можно делать и сейчас, отдав дань современным трендам: удачно подобранное освещение, лаконичность, в целом делать простые вещи, которые будут долговечными, красивыми и недорогими.
Мне нравится то, как использовала бетон Заха Хадид. Она изменила представление о прямоугольных формах, изготовляемых из бетона, то есть из обычных материалов умудрялась делать очень сложные текучие формы. В частности, в Сеуле я видел Dongdaemun Design Plaza (DDP), где сделан упор на сами конструкции, их формы. Heydar Aliyev Center в Баку — также работа Захи Хадид. Очень многие её работы меня вдохновляют, хотя и представляют собой противоположное направление — деконструктивизм. 


РАССКАЖИТЕ ПОДРОБНЕЕ О ВАШЕМ ПРОИЗВОДСТВЕ. РАССМАТРИВАЯ КОМПАНИЮ ПО КРИТЕРИЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, НА КАКОМ ЭТАПЕ СЕЙЧАС ВЫ?

Компания начала свою деятельность год назад. До этого я самостоятельно пробовал делать какие-то изделия. Это был первый этап: вдохновение, переходящее в попытки что-то сделать самостоятельно. Следующий этап — на протяжении года и до сегодняшнего дня — производство. Пока мы работаем в экспериментальном режиме: пробуем делать разные вещи — столешницы, светильники, скамейки и так далее.


КАКУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ РОЛЬ ВЫ ИГРАЕТЕ В СВОЕЙ КОМПАНИИ? ПРИДУМЫВАЕТЕ ИЛИ ЧЕРТИТЕ? ИЛИ ВСЕГО ПОНЕМНОГУ?

В любом бизнесе на начальных этапах приходится сразу выполнять несколько функций: я занимаюсь и проектированием, также являюсь технологом. Постепенно мы разрастаемся и делегируем ответственность между сотрудниками. Изначально, конечно, всеми вопросами занимался сам. Сейчас уже мы хотим отказаться от аренды и открыть своё рабочее место, чтобы в своём офисе, цеху показать, как видим архитектуру, ландшафтное устройство. Чтобы производимая продукция также отображалась и в рабочем пространстве. 


КТО ВАШИ ОСНОВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ?

По большей части это индивидуальные дома или рестораны. Именно они готовы экспериментировать, особенно в ресторанном бизнесе, где очень большая конкуренция. И люди, которые делают себе дома или квартиры, имеют хороший вкус и могут позволить себе нанять дизайнера. 

 


ПРОДОЛЖАЯ ВОПРОС О ЗАКАЗЧИКАХ. С НАШИМ ХОКИМИЯТОМ ВЫ ЕЩЁ НЕ РАБОТАЛИ? 

Такие мысли были, и не раз. На днях поступил запрос с их стороны касательно изготовления малых архитектурных форм для одной из улиц нашего города. Мы очень стараемся и надеемся, что у нас получится реализовать данную идею, и впоследствии все смогут оценить результат.

Смотрите также:
Архитектура чтения
Фото

Архитектура чтения

«Libraries» («Библиотеки») — проект фотографа из Германии Кевина Краутгартнера.

Плоды гончарных рук
Интервью

Плоды гончарных рук

Керамист бухарской школы Абдулвохид Бухорий о своём творчестве и искусстве керамики как в мире, так и в Узбекистане.

Гараж культуры
Интервью

Гараж культуры

Интервью с директором российского музея современного искусства «Гараж» Антоном Беловым

Квартирный восторг
Интерьер

Квартирный восторг

Творческий коллектив Lasphera о дизайне интерьера в квартире для молодой семьи.

Предложение, от которого не отказаться
Архивчера

Предложение, от которого не отказаться

Дом из фильма «Крестный отец II» на озере Тахо выставлен на продажу.

Средневековый ренессанс
Архисегодня

Средневековый ренессанс

Обновленный фасад музея средневековья в Париже.

Остановись, мгновенье!
Дизайн

Остановись, мгновенье!

Чарующая инсталляция парижских художников, в которой остановилось время. 

Мне бы в небо
Фото

Мне бы в небо

Солнечные снимки Себастьяна Вайсса, которые предлагают взглянуть вверх: на самые впечатляющие бетонные конструкции Европы.

И целого леса мало
Архисегодня

И целого леса мало

Единственный частный дом Захи Хадид для «русского Джеймса Бонда»