Archikultura

Юнус Сафардиар
Юнус Сафардиар
Cкульптор
Интервью

ЛЕПКА-НАКРЕПКО

Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина, живёт и работает в Лондоне.
Его работы хранятся в собраниях Академии художеств (Санкт-Петербург), Boca-Raton Sculpture Park (Флорида, США), J. Lazar Kagan collection (Нью-Йорк, США), ABN AMRO collection (Лондон, Великобритания), St. Mary Somerset (Лондон, Великобритания), Regent’s Park (Лондон, Великобритания).

В одном из интервью Вы сказали, что современное искусство воспринимается по-разному... а как Вы сами воспринимаете искусство, и как бы Вы хотели, чтобы его воспринимали другие?

Я постоянно говорю о том, как наш мир сложен и динамичен, очень тяжело что-то однозначно утверждать, нет общих критериев. Даже 10-15 лет назад было все по-другому. Мир меняется большими темпами, искусство, отображающее эту динамику всеми воспринимается по-разному.
Много чего заставляет человека остановиться и задуматься о чём-то (в прямом и относительном смысле), в том числе это делает и искусство. Нужно это или нет — это другой вопрос. Все зависит от того, какую задачу художник ставит перед собой, и какую задачу перед ним ставит время. Да, я думаю, что искусство — это то, что может понять любой человек, вне зависимости от происхождения, пола или статуса. Недавно я был в музее. Мне очень понравилось маленькая китайская терракотовая статуэтка, возраст которой около 4000 лет. Мне не нужно было знать историю этой работы, или историю того времени, или язык, на котором тогда говорили. Я по-своему понял мотивы и посыл мастера, который эту работу сделал, я был очарован той любовью, которая была вложена в эту работу, и я вынес из этой выставки с собой огромный позитив. Даже несколько тысяч лет между мною и этим мастером не стали преградой. Мне бы очень хотелось, чтобы другие воспринимали искусство и всё, что есть вокруг, хотя бы неравнодушно, а ещё лучше с интересом. По крайней мере, я сам очень стараюсь быть предельно любопытным.

 

 

Как известно, Ваши работы есть в Собраниях Академии Художеств России, в Boca-Raton Sculpture park (США) и в ABN Amro Collection (Великобритания). А где еще Вы бы хотели, чтобы были представлены Ваши работы?

Много моих работ были куплены или находятся в музеях по всему миру, но самая моя большая мечта — это выставиться на Родине, в Узбекистане. Надеюсь, когда-нибудь мне это удастся сделать.

Какой смысл Вы вкладываете в Ваши скульптуры?

Бывает по-разному, иногда ничего. Делаю так, как получается, как идет. Иногда я действительно подсознательно что-то вкладываю, это очень тонкий процесс. Короче, я об этом не думаю. Вы знаете... Художник — это дар, а большой художник — это явление. Художник должен быть оригинален и, конечно, это должно каким-то образом проявляться в его работах. Расстаться со скульптурой — это все равно что выдать дочку замуж — трудно сказать, доволен ты или нет. У нее своя жизнь, своя судьба и свой смысл.

Многие считают, что современная скульптура — это что-то такое «из ряда вон», нечто страшное и даже, возможно, уродливое. Что Вы об этом думаете?

Я лично так не считаю. Более того, ничего об этом не знаю. Наверное, я не общаюсь с такими людьми. А кто-то так считает? Если да, то это личное мнение того или иного субъекта.

Поясните, пожалуйста, Вашу фразу: «плохое искусство не оставит следов».

Когда я говорил это, я имел в виду фактор времени. Время сильнее всего и объективнее всех. 

Какие эмоции на Ваш взгляд, должно вызывать Ваше творчество у людей?

Мы сегодня живём в эпохе постмодерна, где нет четких рамок. Нет понимания того, что такое хорошо, а что такое плохо. Красиво или некрасиво. Каждый видит и чувствует по-своему, и я не считаю, что кто-то кому-то чего-то должен. Можно, конечно, обсуждать достоинства и недостатки постмодерна, но я думаю — это трата времени.

 

 

Над чем Вы сейчас работаете?

Ну, я работаю в данный момент над многими проектами. Вот, допустим, только что закончил работу над фильмом. Это фильм о скульптуре. Снимал я его в Шеффилде, монтировал в Лондоне. Первый показ будет уже в этом году в Лондоне, а потом Москва, Шанхай и уже в конце следующего года, возможно, в Нью-Йорке. Как называется пока не скажу... Или вот сейчас идёт установка двух моих монументальных кинетических работ в Европе. Предполагаю, продолжить в таком же духе.

Что для Вас искусство? Что Вы чувствуете, когда завершаете работу над каким-либо проектом?

Творить — это, как родить. Я, конечно, не знаю, как это на самом деле. Но давайте представим. Я имею в виду, в эмоциональном смысле. Родить живое или мертвое, маленькое или большое... Живя, мы подсознательно стремимся, чтобы это было вечно, передаём свои гены своим детям, чтобы жить в них после себя, также творим, чтобы остаться в них. Здесь тоже самое. Это некое стремление оставить частичку себя таким своеобразным способом.

Если можно было выразить секрет успеха одной фразой, то Вы сказали бы...

Полная самоотдача, смотреть вперёд и ничего не бояться.

Кто вправе оценивать художественное творение? Государство, говорят, не должно вмешиваться. Есть мнение, что право судить работы творческих людей имеет только узкий круг посвященных, «своих». Вы согласны с этим?

Не могу сказать однозначно. Скорее не согласен. Да и кто должен судить искусство?
Я не знаю, кто это должен делать. Кто вообще может это делать? Природа очень рациональна, случайного там ничего нет. Я думаю именно так. Если она создала мастера или творца и послала ему вдохновение, где-то она и создаёт его ценителей. Главная задача — свести их в одном месте — вот они и должны судить, наверное.

У творческих людей часто бывают моменты озарения. Как это у Вас происходит?

А у меня озарения бывают редко... Чаще всего во сне.

 

 

Вы считаете себя известным человеком?

Я не разбираюсь в том, что это такое. Известность — она идет ко мне так медленно, что этого не замечаешь и не обращаешь внимания. Я однозначно не поп-артист. Все, что я знаю и умею — это огромный труд и изнурительная работа. Может я кого-то расстрою, но в этом деле мало романтики. Если все удается, то в конце получаешь приз в виде морального удовлетворения, признания или чего-то материального. Но процесс этот очень важен.

Если бы Вы решили написать автобиографию, как бы Вы себя описали?

Я предпочёл-бы заняться чём-то более увлекательным, а это оставил-бы другим, если кому-то это будет интересно.

Scavolini
Scavolini
Смотрите также:
Земля Отцов
Архивчера

Земля Отцов

Совместный фотопроект журнала Archikultura, архитектора Наби Агзамова и института «Стрелка» о Старом городе в Ташкенте.

Метаформы
Интервью

Метаформы

Интервью с основателем компании Metacon, работающей с бетоном.

Грани синергии
Архисегодня

Грани синергии

Экологически чистый инновационный офис компании Siemens в Лондоне.

Философия гармонии
Социум

Философия гармонии

Повествование архитектора из Лос-Анджелеса Грэга Андрада об устойчивости и гармонии между человеком и окружающей средой.

Свет и драма
Фото

Свет и драма

Архитектурный фотопроект американского фотографа Денниса Рамоса.

Дворцовое наследие
Интервью

Дворцовое наследие

Томассо Гаттеи — коммерческий директор мебельной компании «Silik» — о производстве мебели в стиле борокко.

Флагман итальянских ценностей
Дизайн

Флагман итальянских ценностей

Элитная итальянская мебель от бренда Mia Italia.

Брутальный ренессанс
Архисегодня

Брутальный ренессанс

Необычные архитектурные скульптуры неординарного канадского скульптора Дэвида Умемото.

Из Милана с Любовью
Дизайн

Из Милана с Любовью

Основатель Design House Любовь Сафронова о выставке Salone del Mobile в Милане.