Archikultura

Андрей Аракельян
Андрей Аракельян
Фотограф
Фото

Предмет. Камера. Съемка.

Фотограф Андрей Аракельян о предметной фотосъемке в интервью Archikultura.

Как и почему Вы начали заниматься фотографией?
Первый раз, когда я столкнулся с камерой мне было 14 лет. У меня дома был слайдовый проектор, и я обменял его на советскую камеру. Дома никогда не было камеры, и я поменял, потому что мне просто понравилось, мне было интересно.
Она лежала у меня дома примерно год, я ее периодически открывал-закрывал. В одно прекрасное лето мама мне сказала: «Ты хочешь болтаться все лето без дела или же ты хочешь пойти научиться фотографии?» На что я ответил, что было бы здорово, и мне это интересно. Вот так я и начал заниматься фотографией, благодаря своей маме в фотостудии — «Fujifilm», она и по сей день находится сейчас на Буюк Ипак Йули, а тогда на Максима Горького, в том же подвальчике. Она была крошечной, там фотографировали на документы и делали художественные фотографии. 
Затем в 2002 году благодаря своему другу я  попал в другую фотостудию. В этот раз я уже по-настоящему увидел, как работают профессионалы. Это была старая школа —  там был Эльдар Каримов, ( он сейчас живет в Лондоне), он занимался фешн и интерьерной фотографией. У него было очень много камер — слайдовая камера для интерьерной съемки, камера для портретов, все было отдельно. Там я уже по-настоящему заболел этим делом, влюбился в фото. До 2010 года пробовал себя, пробовал снимать людей, мероприятия, репортаж, в особенности, любил репортажные съемки. Где-то 5 лет назад я увлекся фуд-фотографией, а потом уже и предметной фотосъемкой. Так я начал снимать предметы, то есть уже взглянул на это профессионально, увидел себя в этом. Я отсек все, что мне не нужно, все лишнее и оставил то, что мне нужно и интересно.

Помните ли Вы свой первый снимок?
Помню свою первую пленку, которую я отснял в зоопарке, снимал животных. Тогда в зоопарке я сфотографировал льва. Это был мой первый поход с камерой куда-либо. Эти фотографии я так и не увидел. Все потому что человек, который занимался моим обучением, был неожиданно уволен, а пленка осталась в проявке и ее потеряли.


Существует такое распространённое мнение, что если занимаешься творческой профессией, то это какая-то ерунда. Близкие могут говорить, особенно, в начале карьеры: «Найди-ка себе нормальное дело». Вам не предлагали стать, к примеру, юристом или врачом?
У меня всегда была цель — найти в жизни свое призвание, которое будет приносить удовольствие. Фотография—это то самое направление. Я могу работать до изнеможения, а в конце получить дозу адреналина от того, что сделал. Я отдаюсь фотографии на сто процентов, другого варианта нет. Не выйдет, что пару раз пофотографировал и все. Это ежедневный труд, ежедневная работа, такая же, как и быть юристом. Бывали в жизни моменты, когда люди говорили, что у меня никогда не получится быть фотографом, что надо это бросить, что я не умею ничего. Если в такие моменты остановиться — это конец.

Это говорили посторонние люди или кто-то из семьи?
Нет, семья всегда меня поддерживала. Никогда никто не лез, никто не говорил что-то вроде: «Андрей ты должен получить какую-то профессию, которая будет приносить деньги.»
Меня вообще никто ни к чему не принуждал, то есть учился я для себя, занимался любимым делом тоже для себя. Причем так вышло что, в 2002 году я пришел в фото с автосервиса.

Как произошел такой резкий переход? Не каждый, кто работает в автосервисе становится фотографом...
Два года работал в автосервисе. Безумно любил машины и сейчас люблю. Мне нравилось с ними возиться, хотя собственной машины у меня не было и прав тоже. Я пришел в автосервис учеником и мне было очень интересно. Проработал я там примерно 2 года. Потом получилось так, что я попал в аварию и через какое-то время меня уволили, за что я благодарен. Потому что, если бы тогда не уволили, до сих пор бы там работал. 
Фотография меня то привлекала, то отталкивала. И конечно, придя после автосервиса, где машины и бензин, в фотографию, мне иногда казалось, что эти вещи несовместимы. Но я ни грамма не жалею.

Что для Вас самореализация в том, чем Вы занимаетесь?
Если говорить о съемке людей, то это всегда диалог, ты пытаешься раскрыть человека, его поймать. 
С предметами немного по-другому, здесь больше разговор с самим собой. Сначала анализируешь предмет, потом ставишь камеру, нужно продумать световую схему. Кто-то говорит, что видит конечный результат сразу, я— нет. Я все начинаю понимать только в работе. В процессе. Нарисовал блик на предмете и смотрю пойдет или нет. Невозможно заранее продумать. Можно 2-3 часа провозиться, устать до изнеможения, но в конце получить хороший результат, можно потратить 15 минут и тоже получить хороший результат, а можно целый день провозиться и вообще ничего не получить. Нет никакого барьера. Фотограф останавливает себя сам. Еще всегда существуют разные точки зрения, например, клиент просит сделать вот так, а ты делаешь и то, как он попросил и резервный вариант для себя. Зачастую бывает, так что твой вариант тоже нравится клиенту. Когда продукт получается хорошо, тогда есть и самореализация.

 

 

Есть ли в Вашей профессии вещи, которые для Вас неприемлемы?
В принципе нет, потому что я думаю, что фотограф должен быть гибким. Должны быть, конечно свои определенные жизненные принципы. Я всегда работаю, когда мое сознание чистое, то есть я против съемок, например, в алкогольном опьянении и для меня это неприемлемо. Зачастую не всегда получается быть с клиентом на одной волне, иногда приходится прогибаться. Но категорически сказать — «Нет, я не буду это снимать, потому что не вижу так», нет, это неправильно. Все-таки, коммерческая фотография.

А в репортажной съемке, есть ли такие вещи? Был такой случай, есть известная фотография умирающей девочки в Судане, сделанная в 1993. Около нее сидит стервятник, готовый на нее напасть. Она вызвала большой резонанс, ведь фотограф вместо того, чтобы помочь сделал удачный кадр. Что Вы об этом думаете? 
В репортажной фотографии, если я не ошибаюсь, фотограф не имеет права вмешиваться в процесс. То есть он может быть только свидетелем, он может только передать определенную информацию. Здесь это больше личностные качества, чем профессиональные. Потому что, с точки зрения профессионализма, ты должен сделать хороший снимок, который расскажет историю. А с другой точки зрения, думаешь: «А можно ли помочь этому человеку?». То есть, если его воспринимать, как человека, то он должен помочь. Я считаю, что это было бы правильно. Я считаю, что человеком нужно оставаться всегда.

Сколько в день у Вас может проходить съемок?
Вообще если честно, я стараюсь больше одной съемки в день не проводить. Потому что когда ты берешь несколько сьемок, ты берешь на себя ответственность. Все нужно сделать хорошо. А так как переключаешься со сьемки на сьемку, где-то можно сфальшивить. Сделать это не на все сто процентов. Как говорят американцы «Один день — один хороший кадр». То есть «Один день — одна хорошая сьемка». 

Было ли у Вас желание заниматься фотографией в другой стране, где-нибудь не здесь? 
Желание да, но не в том смысле: там или здесь. Есть желание путешествовать и делать свою работу. Но в тоже время, меня здесь все устраивает, моя семья здесь, мои близкие здесь. Город развивается и растет. Не думаю, что есть смысл уезжать туда где уже все налажено. К тому же там есть свои «волки», будет тяжело конкурировать. Здесь все только растет, развивается и ты принимаешь участие в этом развитии. Ты растешь вместе со своим городом, со своей определенной индустрией. А там ты должен вклиниться в процесс и, наверное, все это будет намного беспощаднее. Но если куда-то пригласят не жить, а поработать, я бы с удовольствием поехал. Ведь это обмен опытом, всегда интересно посмотреть, как работают другие. Интересно испытывает ли фотограф страх перед фотосессией, например, я его испытываю — каждый раз, как в первый. Многие его испытывают, а многие нет и всегда интересно посмотреть именно на это.

Многие думают, что фотограф- это такой человек, который пришел, понажимал на кнопку и в принципе все, работа легкая. Какая у Вас была самая стрессовая ситуация за весь период работы?
Зачастую люди так думают, потому что не знают, какой багаж знаний несет в себе профессия. Сильных стрессовых ситуаций у меня, к счастью не было. Были ситуации сьемок моих близких друзей, которые приглашали меня на свадьбу, где я был и гостем и фотографом. Но конечно выходило так, что больше фотографом. Были моменты, когда говорили: «Ой, а сними-ка нас отсюда». Когда люди со стороны пытаются чему-то научить, это не очень приятно. Но с другой стороны, бывает, что человек, просто подошел и высказал адекватно свою точку зрения. Тогда нужно попытаться посмотреть на все его глазами, понять, что упущено. В некоторых случаях полезно прислушаться, потому что всегда есть мнение, отличающееся от твоего. Например, человек подошел и что-то подсказал, пробую, и действительно получается. Одновременно и человек остается довольным, и я получаю дополнительный опыт. 

Есть ли такие представители предметной или репортажной фотографии, на которых Вы ориентируетесь? И на кого посоветуете ориентироваться тем, кто только начал заниматься фото?
В последнее время мне очень нравится, Митч Файнберг  — это американский фотограф предметной сьемки и он делает просто космические кадры. В своей съемке он использует любые предметы, может создавать большие композиции, например с машинами. У него всегда есть определенная идея и фотография будто живая. Смотришь на нее и понимаешь сколько потрачено времени, чтобы, например, выложить из машинок целую магистраль или найти куда вклинить сотовый телефон. У него была замечательная фотография, с простреленными часами Patek Philippe их было штук 10, стекла везде, и в середине кадра выглядывают целые часы. То есть человек, не просто сфотографировал часы и положил на них блики, он придумал идею. 
В фуд-фотографии мне нравится Александр Сляднев, он делает живые фотографии.
Ну, я стараюсь много не смотреть, чтобы не «замылить глаз». 
Вообще, я считаю, что нужно изучать, но не с утра до ночи смотреть чужие работы. Нужно искать себя, найти свой почерк. Понять что именно интересно, будь это архитектура или что либо другое, потратить на это время. Кто-то не может работать в темной студии на протяжении 5 часов, а кто-то наоборот получает от этого определенное удовольствие.

Есть ли у Вас маленькие профессиональные недуги? Например, музыканты часто не могут слушать кого-то или приходить в места, где громкая музыка, режиссеры не могут смотреть некоторые фильмы или спектакли, есть ли такие моменты в фотографии?
Может, у кого-то и есть, но у меня ничего подобного нет. Я стараюсь относиться очень лояльно. Хотя есть моменты, которые раздражают. Меня раздражает, что люди не растут. То есть, когда смотришь работы и видишь, что год назад было тоже самое. Но нет такого, что я что-то принципиально не смотрю. Если мне это попалось, например, даже в ленте, я краем глаза посмотрю. Затем уже вижу, что можно пролистнуть или же стоит обратить внимание. 

Когда Вы смотрите фильмы, не думаете ли Вы о том, как здорово выстроен кадр? Многие фотографы, говорят, что хотели бы снять свой фильм, и что эти понятия «Кино» и «Фотография» очень близкие. Что Вы думаете по этому поводу?
Для меня фотография и видео —это разные вещи, я не очень дружу с видео. Желание попробовать было всегда, но в фотографии я четко понимаю, что мне нужно делать. А в видео... Пока нет такого четкого желания, четкого понимания, что я должен здесь что-то сделать. Браться снять только ради того, чтобы снять, я бы не стал.
Фотография она и интересна тем, что только один кадр. И в силу своего характера мне не интересно все, что длится больше одной недели. Это очень долго для меня, я остываю. Я человек, который горит, если я вижу, что этот стакан мне нужно снять сегодня, то если я его сегодня не сниму, то завтра тем более. А если это съемочный процесс, который разделяется на этапы, и конечный результат будет видно только через год... Нет, я не выдержу, я умру от любопытства, где-то посередине процесса. 

Что бы Вы могли посоветовали человеку, который только купил камеру и хочет фотографировать, но не знает куда пойти и с чего начать?
Я бы посоветовал ему побольше пробовать себя в разных направлениях, в предметной съемке, в репортаже, в свадебной фотографии, попробовать себя во всех направлениях. Постоянно работать, постоянно снимать, то есть не просто бестолково снимать, а снимать определённые вещи, ставить для себя определенные цели и задачи. Найти мысленно себе конкурента, чтобы можно было бы на кого-то ориентироваться. Потому что когда есть конкуренция, ты растешь.

 

 

А с кем конкурировали Вы?
Давайте оставим это секретом, всегда есть конкурент, всегда есть определенный человек, которого хочется переплюнуть. И если есть такая задача, то обязательно переплюнешь, это просто вопрос времени. 

То есть Вы все-таки переплюнули? 
Я даже пошел дальше. Это сложный вопрос, потому что в моей личной карьере все было от обратного. В свое время, когда я только занялся фуд-фотографией, была ситуация, человек с которым я работал, повел себя в отношении меня не очень красиво. А я привык, вкладывать душу в то, что делаю. И именно с этого момента пошел отсчет карьеры в фуд-фотографии. В свое время так же было и с предметной съемкой, был момент, когда мне нужно было выбрать заниматься этим или вообще бросить. Но в силу того, что я хотел доказать, я не бросил. 

Вы как человек с опытом, хотели бы преподавать? 
Я думал об этом. Я считаю, что есть фотографы, которые постоянно работают, снимают, то есть они постоянно в действии, каждый день у них экшн, а есть люди, которые пытаются передать свой опыт. Передача опыта — это ответственность, можно наплодить много никчемных учеников, которые будут думать, что все умеют, но в конечном итоге подпортят репутацию.
Конечно, очень хочется дать мастер класс, я часто об этом думаю. Мне было бы интересно рассказать людям что происходит, чтобы приоткрыть занавес, того что действительно приходиться пройти фотографу что бы получить конечный результат. Но пока на это нет времени. Сделать мастер — класс- это непросто, нужно продумать программу, подготовить место событий. Я сам не раз был на мастер классах, и замечал, что очень часто много воды, то есть 50% информации которая либо не нужна, либо она никак не поможет. И из этих 50% полезного, за короткий срок усваиваются 20%, потому что слишком большой объем информации. Я за более практические мастер классы, когда люди могут все попробовать, потрогать, задать какие- вопросы. Но преподаванием я бы не занимался, это время. А мне интересно на сегодняшний день фотографировать и делать это каждый день.

Расскажите о техническом процессе. У Вас наверняка есть какие-то ассистенты. Что Вы от них требуете? Какой человек совершенно точно не сможет работать с вами в команде?
Свет я обычно выставляю сам, но при этом у меня есть ассистент, который мне иногда помогает. Если я вижу, что это простая световая схема, которую мы уже ставили и эту систему понимаем, то конечно, я скажу об этом ассистенту и дальше он сам. Но есть сложные съемки, где я работаю один. Когда снимаешь какой-то сложный предмет, находящийся в студии человек может отвлекать. А хочется остаться с предметом наедине. Это как с любимой женщиной, надо найти подход, грубо говоря. Поэтому бывает, я работаю один. 

Какие предметы можно назвать сложными для сьемки, а какие простыми?
В зависимости от задачи любой предмет можно снять сложно и любой можно снять легко. Все зависит от самой идеи. Одно дело снять предмет на белом фоне, а другое развернуть определенные декорации, придумать историю, выставить свет. 
Еще я стараюсь сделать все одним кадром, что бы я уже видел конечный результат. А не так, чтобы набрать по кусочку с 10 кадров. Когда ты начинаешь дробить свою картинку можно конечно из 10 картинок собрать одну, это занимает очень много времени, а во-вторых, мне это не интересно. 

Под какую музыку Вы обрабатываете фотографии? 
Я вообще не обрабатываю фото в последнее время, потому что у меня есть ретушер, который со всем справляется. Во-первых, благодаря этому я стал свободнее в том, что делаю, стал больше снимать. А если бы я обрабатывал то, конечно под музыку. Она разная всегда. Без музыки вообще повеситься можно. Вообще, я считаю, что в коммерческой фотографии каждый должен заниматься своим делом, фотограф должен фотографировать, ретушер должен готовить картинку к финальному этапу. То есть фотограф может заниматься всем по желанию, но если очень много сьемок и если есть семья, у нас 3 детей дома и каждая минута дорога. Ретушер- это второй «Я», мне наверное повезло. Я работаю со своим ретушером 3 года, и мы хорошо друг друга чувствуем. 

Если представить в один прекрасный день что у Вас нет портфолио и никто не помнит что Вы фотограф, что бы Вы стали делать?
У меня было такое года 4-5 назад, я остался почти без портфолио. Просто начал снимать и все.
Я занимался предметной фотографией и была такая ситуация, я не могу ее полностью рассказать. У меня вообще не осталось фотографий, то есть у меня была только камера и пару приборов, дома и оборудования не было. Я работал совместно с другим фотографом, а потом, когда мы разошлись, мы пришли к такому мнению, что я не могу использовать эти фотографии.
В этом вообще нет ничего такого, просто снимал все, что вижу, любую вещь. Мне нравится — я снимаю. Учитывая спрос рынка, конечно... У хорошего фотографа портфолио постоянно обновляется, есть взгляды меняются. Все зависит от потока, от движения. 

 

 

Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать хороший фотограф?
Он должен быть позитивным и с чувством юмора в первую очередь... Шучу! Хороший фотограф должен быть профессионалом своего дела. Если уж браться за что-то, то доводить до конца. Бывает, что клиенты не понимают чего-то и важно объяснять, что над какой-либо картинкой работала целая команда в 10 человек, даже если кажется, что это невозможно. 

Если говорить о некоммерческой фотографии, какой бы вы могли сделать проект, если Вам за него не платят?
Я подхожу к гонорару очень философски. Гонорар для меня — это благодарность за проделанную работу. А работа — это в первую очередь впечатления. Даже та же самая книга — 365 дней солнца, когда мы ее делали то много путешествовали. Это огромное количество знакомств, это столько всего интересного и вкусного вокруг... Неописуемые ощущения, которые надо пережить. Некоторые вещи даже не хочется фотографировать, хочется, чтобы они остались в голове, но так не получается, потому что камера в руках. У меня даже в моем профиле в instagram написано, что я «просто фотограф». Когда я только женился, 9 лет назад, мы  с женой снимали маленькую квартирку, и я там снял практически каждый угол. То есть можно в принципе фотографировать все, не выходя из дома. Я не ставлю деньги на первое место. Все сводится к тому конечному результату, который я хочу получить.

Duravit
Duravit
Смотрите также:
У Христа за пазухой.
Архисегодня

У Христа за пазухой.

La villa sul Palazzo — современный дом с элементами классического итальянского декора, возвышающийся над Ватиканом.

По ту сторону зеркал
Дизайн

По ту сторону зеркал

Путешествие в головокружительное "Зазеркалье" австралийского художника Джонни Ниша.

Воздушный замок Санта-Круз
Архисегодня

Воздушный замок Санта-Круз

Что получается, когда архитектор берется строить «воздушные замки».

С холста, в интерьер
Культвещи

С холста, в интерьер

Мебель из коллекции Фернандо Мастранджело, под названием «Escape», вызывает ассоциации с природными просторами благодаря неровной текстуре и цветовым решениям.

Реновация истории
Архисегодня

Реновация истории

Национальная библиотека во Франции вновь открыла свои двери для посетителей после реконструкции.

Все включено: Park Hyatt Bangkok
Архисегодня

Все включено: Park Hyatt Bangkok

Безупречный дизайн нового отеля в центре столицы Таиланда.

Фото-фиеста
Фото

Фото-фиеста

Современная архитектура далекой Мексики глазами свободных художников.

Искусство реконструкции
Архисегодня

Искусство реконструкции

Как выглядит английская галерея искусств Hayward после реконструкции.

Потерянный горизонт
Фото

Потерянный горизонт

“Lost Horizon” («Потерянный горизонт») - космически-утопический проект российского фотографа Данилы Ткаченко