Archikultura

Архивчера

Замок из стекла

Если архитектура — это музыка, застывшая в камне, то витражи — слова, способные превратить эту музыку в песню. Эта декоративная часть архитектуры уже давно перестала быть только религиозным символом. Со временем сфера применения её чрезвычайно расширилась. Витражи создавали именитые художники и начинающие мастера, становившиеся впоследствии известными, для витражей изобретались новые техники и дорабатывались старые.

Культура витражей берёт своё начало в европейских странах в период, относящийся к романскому стилю (Х–ХIII  вв.). Первые сюжетные витражи были обнаружены в храмах Германии и Франции. В их создании объединились живопись на стекле и специальные техники выскабливания.

Сегодня этот вид декора в архитектуре активно используется и в промышленных целях, и при создании общественных объектов и жилых резиденций. В мире есть строения, практически полностью состоящие из витражей. Например, ботанический сад Космовитрал в мексиканском городе Толука. Сад, расположившийся на территории бывшего центрального рынка, был создан в конце прошлого века мексиканским художником Леопольдо Флоресом. На создание объекта ушло 75 тонн арматуры, 45 тонн дутого стекла, 25 тонн свинца и полмиллиона разноцветных осколков.

Еще одним любопытным методом использования витражей стал купол в доме на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Легендарный купол из стекла и свинца, состоящий из трёх ярусов, площадью в 120 квадратных метров, был разрушен практически на 60%. Спасением объекта занимались одновременно три компании по созданию и ремонту витражей. На восстановление декоративных цинковых люнет и механизма люстры, а также реконструкцию системы конденсата потребовалось более полугода. Реставраторами была установлена также специальная подсветка купола.

Галерея Лафайет по праву является одним из самых известных торговых пространств в мире. Пассаж со стеклянным куполом манит туристов и жителей Парижа уже более века. Создателем знакового витражного купола в нео-византийском стиле был Жак Грюбер, а само здание вошло в сборник по парижской архитектуре в стиле модерн.

Национальная галерея Виктории в Мельбурне прославилась самым большим витражным потолком в мире на момент её открытия в 1968 году. Стеклянный потолок был создан австралийским художником Леонардом Френчем за пять лет. Это самая старая и крупная открытая художественная галерея на континенте, дизайн которой был разработан LAB Architecture Studio.

Гранд-отель Ciudad в Мехико также венчает внушительный витраж, созданный Жаком Грюбером. Купол с обтекаемыми сводами в бирюзово-золотых полутонах являет собой реверанс художника мезоамериканской культуре. Пятиэтажное здание в колониальном стиле было реконструировано в 2011 году и продолжает быть одним из наиболее известных локаций Мехико.

Дворец каталонской музыки в Барселоне — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, построенный более сотни лет назад, примечателен своим витражом. Здание сочетает в себе архитектурные традиции Испании и арабских стран. Вариативность декоративных элементов объединила в себе колонны и глазурованные плитки, арки, бюсты и канделябры. Но вишенкой на торте стал полоток концертного зала, выполненный в виде радиусного витража в небесных тонах. Созданный в мастерской Антони Ригальта-и-Бланка в тандеме с архитектором Мунтанером, он является единственным среди потолков европейских театров, впускающим естественное освещение в помещение здания.

Культурный центр в Чикаго был построен в конце ХIХ века для официальных приёмов мэра. Изначально здание задумывалось как центральная библиотека города, однако всё-таки начало свою работу в качестве резиденции для встреч с президентами, монархами, послами, политиками и прочими государственными чинами. Главной особенностью здания стала его южная часть и в частности – зал Престон Брэдли, в котором расположен знаменитый витражный потолок от Tiffany, состоящий из 30 000 стеклянных деталей. Помимо внушительной конструкции люстры, дополняющей витражный потолок, его центр венчают 12 знаков зодиака. Реконструкция объекта была проведена в 2007 году и обошлась в сумму, превышающую $2 миллиона.

Мечеть Насир аль-Мульк в Ширазе — еще одно чудо витражного мастерства. Мечеть, строительство которой заняло более 12 лет, внешне мало чем отличается от других аналогичных зданий. Однако стоит оказаться внутри – и интерьер буквально поражает ошеломительными красками. В витражных окнах мечети для создания цветового объёма использовали одновременно тёплые и холодные оттенки. Витражи состоят из тысяч мельчайших цветных стеклянных частиц по всему периметру здания, что в разное время суток создает внутри мечети удивительное освещение, вторящее узорам калейдоскопа. Эффект цветного стекла усиливает разноцветная мозаика на стенах и на полу.

Здание капитула Йоркского собора в Йорке — еще один символ блестящей работы с витражами. Один из самых внушительных и впечатляющих соборов в северной части Европы датируется ХIII веком. Он по сей день продолжает поражать своим величием воображение прихожан и туристов. Витражи собора считаются самыми красивыми в стране. 

Часовня Благодарения в Далласе, пожалуй, самый неординарный архитектурный памятник с использованием витражей. Спиральная башня высотой почти в 30 метров оформлена витражным окном высотой в 18 метров. В нем цвет меняется от холодного – у основания – к более тёплому по мере приближения к свету. Автор витража — художник Габриэль Луар, а спиралеобразная форма здания символизирует цикличность жизни.

ACE Creative Studio
Design House
Смотрите также:
Джонатан и факты
Дизайн

Джонатан и факты

10 фактов о дизайнере Джонатане Адлере.

Архиличность: Елена Терина
Индустрия

Архиличность: Елена Терина

Блиц-интервью с дизайнером Еленой Териной.

Архиместо: Чайкоф
Архисегодня

Архиместо: Чайкоф

Чем примечательна кофейня «Чайкоф» на Шота Руставели.

Авторитетный раритет
Архисегодня

Авторитетный раритет

Влад Заманов об апсайклинге, предметах интерьера как инвестициях и комиссионках.

Архиместо: кафе Stories
Архисегодня

Архиместо: кафе Stories

Рассказываем о дизайне городского кафе нового формата — Stories.

Строить из себя
Индустрия

Строить из себя

LEGO предлагают отказаться от живых цветов в пользу пластиковых.

Дома с модой
Архисегодня

Дома с модой

Дома Карла Лагерфельда с модой и без.

Дом книг
Дизайн

Дом книг

Самая прогрессивная библиотека в мире.

Архиличность: Бобир Клычев
Социум

Архиличность: Бобир Клычев

Блиц-интервью с архитектором Бобиром Клычевым.