Archikultura

Дизайн

Мода Узбекистана. Вчера, сегодня, завтра

10 марта в ташкентском Доме фотографии открылась выставка, посвящённая переосмыслению узбекской моды 60-80 годов — «Мода Узбекистана: вчера и сегодня». 6 дизайнеров поделились своим видением тренда на прошлые декады и рассказали о вдохновении прошлым.

Выставочное пространство организовано таким образом, что, проходя из одного зала в другой, посетитель словно проходит сквозь два условных периода — «вчера» и «сегодня», подготавливая себя к возможному «завтра». Первый зал отражает вкратце историю, демонстрируя коллажи, фотохронику и модели одежды, присущие узбекистанским женщинам в 60-е и 80-е годы двадцатого века. 

Пройдя через зал «прошлого», зритель оказывается в периоде «настоящего», втором зале. Там его встречают коллекции шести отечественных марок — Hilola Sher, Lali, Maru, Moel Bosh, Saida Amir и Tais & I. Каждая коллекция отражает те или иные тенденции прошлого века, которые дизайнеры бережно перенесли в 21 век. У каждой коллекции можно ознакомиться с экспликацией автора и понять задумку.

Заканчивается экспозиция зеркальной стеной, в которой каждый посетитель выставки увидит себя и, тем самым, явит образ будущего. Подобное решение было предложено известным узбекским художником Бабуром Исмаиловым. Куратором, автором и идейным вдохновителем проекта Фонда Каримова стала искусствовед Бинафша Нодир.

 

Лали Фазылова

LALI

«В коллекции «Наследие Азии» LALI Couture 2020 предпринята попытка раскрыть душу и богатство стран Азии. Философия стиля и моды этого региона обретает новое прочтение: элементы старинного кроя сочетаются с тканями и вышивкой ручной работы. Как дизайнер и основатель бренда, я изучаю наследие восточной этники, стремлюсь воскрешать потерянные, забытые мотивы. На этот раз источником вдохновения послужили фотоснимки конца XIX века, сделанные французским путешественником Гюго Крафтом и вошедшие в его книгу «Через русский Туркестан».

фото — Саидазим Фазылов

 

Зухра Инат

Moel Bosh

«Коллекция «Я встретил девушку…», созданная для выставки, вдохновлена фильмами «Влюбленные» и «Нежность» узбекского режиссера Эльёра Ишмухамедова. Найти компромисс между историей и современными реалиями помогло переосмысление узнаваемых видов одежды прошлого века и вопросов экологичности.

Учитывая факт чрезмерного расхода материала при работе с адрасом, решение пришло нам в виде альтернативного использования. Фрагменты тканей, оставшиеся в мастерской после работы над коллекцией, послужили основой для новых нарядов. Применена техника лоскутного шитья «курок», также в ход пошло плетение из винтажных и современных тканей.

Создавая коллекцию, мы обратились к шелку и шерсти, адрасу и хлопку. Не забыли и о раритетных крепдешине, хан-атласе. Для изготовления аксессуаров использованы ковры, сюзане и переработанные детали винтажной одежды. А - образный крой платьев из 60-х годов актуален во все времена благодаря универсальности модели, что также становится своеобразным вектором от прошлого к будущему».

фото — Лилия Миркаримова

 

Мархамат Умарова

MARU

«Вдохновением послужила эпоха 60-х, характерные для нее силуэты и цвета. Предпочтение  я отдала натуральным материалам, сочному синему и бордо, уравновесив палитру бежевым и цветом топленого молока. В коллекции использованы итальянский лен и ткани, производимые ремесленниками Маргилана: шои, газ, аъло бахмаль, адрас. Любовь к сложному крою и интересным конструкторским решениям увлекла и послужила тому, что были раздвинуты границы эпохи. Решив не ограничиваться 60-ми, я использовала ручную набойку, технику оригами, ручную вышивку шелком, вкрапляя это в ассиметричный крой. Представленный в коллекции двухсторонний чапан уникален. Это на 100% авторская разработка с использованием японского шва. Освоила эту технику, изучая пошив традиционного кимоно в Японии».

фото — Павел Ким

 

Таисия Чурсина 

TAIS & I

«В своей работе попыталась отразить темы, к которым обращается фэшн-индустрия в последнее время. Их можно охарактеризовать понятиями consious и sustainable fashion – «сознательная» и «возобновляемая» мода, столь актуальная сегодня и отличающаяся бережным отношением к ресурсам. Можно сказать, что это приверженность тем же принципам, которые были заложены в моей коллекции 2013 года «Курпача». Прообразом послужили собранные из лоскутов, простеганные вручную ватные одеяла – основная составляющая приданого невесты, а также стеганая верхняя одежда, которая до сих пор является неотъемлемой частью народного костюма. Кроме того, вдохновением послужили объемные формы и силуэты 80-х, то и дело появляющиеся сегодня на мировых подиумах».

фото — Руслан Марданов

 

Саида Амир

SAIDAAMIR

«На создание данной коллекции вдохновила культура хип-хопа. Она вошла в моду в 80-х годах, когда музыканты и танцовщики предпочитали ультрасвободную одежду. Именно это и послужило толчком к развитию стиля оверсайз в современном понимании, который сохраняет актуальность и в настоящее время. Стиль хип-хоп граничит со стритстайлом и спортом, но в нем есть свои особенности, делающие это направление уникальным. Меня вдохновило именно то, что в данном стиле сочетаются элементы спорта и гламура, поэтому решила объединить свободный минималистичный крой с непростой швейной техникой, выполненной вручную. Что, в свою очередь, придало своеобразный шик изделиям в спортивном стиле. Коллекция состоит из объемных толстовок и штанов, предназначенных для комфортных городских образов. Выполнена из стопроцентного хлопкового трикотажа, в достаточно спокойной пастельной гамме».

фото — Лилия Миркаримова

 

Хилола Шер

Hilola Sher

«Как художника по костюмам кино, театра и художника-графика, меня вдохновило начало 60-х. Любовь к черно-белым кинокартинам и стилю ретро воплотилась в четырех абстрактных образах, отражающих то время. Использовала графичность минимализма, минимум деталей и конструктивный крой в одежде. Отдала предпочтение глубокому черному цвету, разбавив его яркими линиями. В коллекции «Отражение тени/60 градусов» для передачи четких линий применены два вида и две фактуры плотной шерсти, контрастирующие с натуральным нежным газом. Завершающим аккордом служат яркие ноты, олицетворяющие сегодняшний день.

Также для воплощения образа женственности использована техника «крэш» на тончайшей ткани. У каждого наряда в коллекции свой характер и настроение прошедшей эпохи, столь актуальные в мире моды 2020 года. Целью было передать в одежде дух эпохи элегантной женщины и сдержанность в стиле. Чёрный цвет – основной в моей палитре. Он объединяет в себе все оттенки – от самых насыщенных до нежнейших полутонов. И, обернувшись назад, мы можем увидеть только свою тень, исчезающую в ярких мгновениях».

фото — Анна Канаки (Аксёнова)

Выставка продлится до 30 марта.

Смотрите также:
Картина не маслом
Архисегодня

Картина не маслом

LEGO представили арт-наборы для взрослых.

Большая вода
Дизайн

Большая вода

Как выглядит яхта-рекордсмен Алишера Усманова.

Эклектичные миры Мартина Лоуренса
Интерьер

Эклектичные миры Мартина Лоуренса

Кому доверяют дизайн дома Кардашьяны и Элтон Джон.

Жгучий люкс
Интерьер

Жгучий люкс

Мебель Gucci для любителей богемского шика.

Скажите «чиз»
Культвещи

Скажите «чиз»

Как фотоаппараты мгновенной печати стали объектом дизайна.

Мужская территория
Интерьер

Мужская территория

Что такое man’s cave и как это обустроить.

Женское это дело
Дизайн

Женское это дело

Как скульптор и художница из ЮАР воспела женскую красоту.

Высокая мода
Интерьер

Высокая мода

Как модный бренд Armani стал заниматься недвижимостью.

Домашняя работа
Интерьер

Домашняя работа

Как бренд LALI HOME популяризует узбекские паттерны для домашнего декора.