Archikultura

Интервью

Что Ташкенту история, то немцу книга

Архитектор из Германии, автор множества международных проектов посетил Узбекистан и рассказал о проекте в Ташкенте, лице нашей столицы и любимых стилях.

В чем заключается Ваша работа?

Я занимаюсь международными проектами, которых у нашего агентства очень много. В портфолио компании Spectrum есть даже аэропорты. Одно остается неизменным — это всегда международные проекты, в которых участвуют проектировщики со всего мира.

Расскажите о своей последней книге.

Это книга уже шестая в моей карьере. Разумеется, она, как и все предыдущие, связана с архитектурой. Среди них есть книги, представляющие собой архитектурные путеводители, в которых много объектов с фотографиями и описанием. А последняя книга больше сфокусирована непосредственно на фотографиях архитектуры.

Почему Вы решили посвятить книгу Ташкенту?

Потому что заинтересовался городом. Наша компания участвует в проектировании Tashkent City, в связи с этим коллеги последние пару лет регулярно приезжают в Ташкент. Всех поражают кадры вашего города, но в России и в Германии мало кто знает, что это Ташкент. Как-то мы с генеральным директором сидели вечером, беседовали, и у нас родилась идея создания книги. Он спросил, есть ли у меня такой опыт. Я ответил, что опыт есть, и я знаю, с чего начинать. Мы решили, что обычный архитектурный путеводитель будет не так интересен, как если бы мы дали больше деталей и объемных кадров. Поэтому и количество объектов пришлось уменьшать, что стало непростым выбором. Изначально мы планировали показать около 200 объектов, на деле же оставили лишь 30. Все фотографии в книге были сделаны осенью 2018 года. Почему именно осенью? Потому что свет был просто необычайно прекрасным и заполнял кадр своим теплом. Мы работали с Ириной Князевой, московским фотографом. Это уже не первая наша совместная работа, поэтому и понять друг друга не составило труда.

По какому принципу Вы отобрали эти 30 объектов? Почему отсеивали другие объекты?

Есть три принципа. Во-первых, объекты должны быть архитектурно качественными. Есть отличные архитектурные объекты, есть средние и есть те, на которые даже не нужно смотреть. Есть параметры, на которые полагаются при определении категории объекта. Во-вторых, хочется, чтобы примеры архитектуры города были из разных эпох, чтобы не пропустить какой-то стиль или историю, чтобы была представлена полная картина архитектуры. А еще есть субъективное мнение, и я выбираю то, что мне нравится. Чтобы понравиться, архитектурный объект должен выполнять некоторые функции. Для начала он должен удивить. Здание должно соответствовать своей функции. Выполняет ли здание музея свои функции? Эргономична ли гостиница и легко ли в ней ориентироваться? Подобные «мелочи» прояснит лишь изучение объекта. Важна и эстетика. Это вопрос о том, насколько гармонично здание создано из элементов, объединенных идеей, освещением, цветом. В этом можно сильно ошибаться.

Вы часто проводите экскурсии по городам? Это ваше хобби? 

По городам часто, а по Ташкенту нет. Да, отчасти это мое хобби. Я начинал в Берлине, потом переместился в Москву, и меня это очень уж увлекло. 

Какие у Вас планы по публикациям книг? 

Сложно сказать. Схема есть, можно развиваться в две стороны. Об архитектуре Ташкента можно сделать еще книгу, потому что интересных объектов действительно много. Хочется охватить не только центр. Мне было бы также интересно проработать и другие города Узбекистана, по примеру книги о Ташкенте.

С какой целью заказывают книги? Какой интерес у Spectrum? 

Есть две варианта. Либо заказывает издательство, которое само издает книги и продает их. Либо заказывают компании, которые делают книги для себя и не продают их, а используют скорее в качестве имиджевого продукта. Мы каждый день проезжаем мимо зданий, но не знаем, как этот объект создавался, какова его история. Книги делаются, чтобы рассказать эту историю людям и себе. Если книга презентуется за рубежом, то это продвижение страны на мировой арене. Например, наша книга — это своего рода реклама для Ташкента. Поэтому мы активно обсуждаем возможность перевода книги на английский язык.

Как Вам удалось получить доступ к планам и чертежам?

Каждый раз по-разному, это зависит от здания. Есть здания, о которых все материалы находятся в открытом доступе, например «Жемчуг» или ГАБТ имени Навои. А есть здания, искать информацию о которых нужно очень долго. Благо, материалов в виде старых журналов и записей у нас было много. Но, увы, мы поняли, что поделиться всем просто невозможно, да и формат книги тяготел больше к фотоальбому.

Если взять архитектуру Ташкента в историческом аспекте – здесь есть здания, построенные 50 лет назад и даже больше, которые дороги ташкентцам. А каким Вы представляете себе Ташкент через 20 лет, с учетом того же Tashkent City? 

Неоднократно за свою историю архитектура города выходила на международный уровень. При строительстве Moscow City также был использован опыт работы как локальный, так и международный. Это всегда нужно для развития. Я думаю, что это будет примером для дальнейшего строительства. Tashkent City  будет первым камнем в фундаменте. 

Не потеряет ли город своего лица?

Нет. Но у архитекторов есть на это свой взгляд. Мы принципиально не против того, чтобы что-то ломать и что-то строить. Я не из ведомства по охране памятников. Они смотрят на это по-другому. Я как архитектор всегда за будущее, и считаю, что город неизбежно что-то теряет, но строится и что-то новое. Так живет нормальный современный город. 

У современного Ташкента есть отличительная черта? 

Архитектура всегда отличается адаптацией к местному климату. Например, новый футбольный стадион «Бунёдкор» — это современная архитектура, но при строительстве мембраны они продолжили ее вниз, чтобы всегда была тень. Это локальный аспект. Это пример того, как соединили эстетику и функционал с учетом требования конкретной местности. Это точно будет продолжаться. Потом это будет типичный Ташкент по цвету, по теме солнцезащиты. 

Как Вы думаете, хорошим архитектором становятся или рождаются?

Это точно вопрос учебы. Талант должен быть как основа. Но хорошая архитектурная школа — это большой плюс. 

Какой Вы можете дать совет для будущих архитекторов и тех, кто только планирует поступать в архитектурный институт.

Учиться, если хочется реально быть архитектором. Не надо выбирать эту профессию только потому, что это модно. Когда я начинал, нам пригрозили, мол, будете водить такси, для вас работы в жизни не будет. Второй важный аспект — это международный опыт. Нужно хотя бы семестр или год поучиться в других местах, чтобы изучить архитектуру всесторонне и иметь широкий кругозор. 

Какой стиль Вам близок? 

Есть две группы архитекторов — те, кто имеет свой ярко выраженный стиль и те, кто выполняет каждое здание по-разному. Я ближе ко второй группе. Например, вы проектируете школу в Узбекистане и музей в Голландии. Зачем здесь единый стиль? Мне интересно все — все времена и все функции.

Design House
ACE Creative Studio
Смотрите также:
Джонатан и факты
Дизайн

Джонатан и факты

10 фактов о дизайнере Джонатане Адлере.

Архиличность: Елена Терина
Индустрия

Архиличность: Елена Терина

Блиц-интервью с дизайнером Еленой Териной.

Архиместо: Чайкоф
Архисегодня

Архиместо: Чайкоф

Чем примечательна кофейня «Чайкоф» на Шота Руставели.

Авторитетный раритет
Архисегодня

Авторитетный раритет

Влад Заманов об апсайклинге, предметах интерьера как инвестициях и комиссионках.

Архиместо: кафе Stories
Архисегодня

Архиместо: кафе Stories

Рассказываем о дизайне городского кафе нового формата — Stories.

Строить из себя
Индустрия

Строить из себя

LEGO предлагают отказаться от живых цветов в пользу пластиковых.

Дома с модой
Архисегодня

Дома с модой

Дома Карла Лагерфельда с модой и без.

Дом книг
Дизайн

Дом книг

Самая прогрессивная библиотека в мире.

Архиличность: Бобир Клычев
Социум

Архиличность: Бобир Клычев

Блиц-интервью с архитектором Бобиром Клычевым.