Archikultura

Интервью

Главный экспонат

В октябре 2019 года Ташкент посетила группа специалистов из Австрии, миссией которых является запуск Государственного музея искусств Узбекистана после реконструкции. Архитектурная часть будет выполнена бюро всемирно известного японского архитектора Тадао Андо, а помощь в создании новой музейной политики окажет Клаус Альбрехт Шрёдер, генеральный директор музея Альбертина в Вене, профессор искусствоведения и кандидат наук. В эксклюзивном интервью Archikultura господин Шрёдер рассказал о «лице» Ташкента, работе музеев и планах о сотрудничестве.

Есть ли у Вас уже какие-то впечатления о нашей стране?

Вы не поверите, но когда я проснулся сегодня утром, выглянув в окно, я подумал, что нахожусь в Лос-Анджелесе. Широкие, свободные улицы, много света и солнца — это прекрасно. А когда мы оказались в Музее искусств, я почувствовал небывалый стыд за то, что я не знаю практически ничего про историю вашей древней страны. Конечно, я всегда знал об истории Узбекистана как о значимой части Великого шёлкового пути, но я и представления не имел о том, насколько прогрессивна ваша страна сейчас.

Каким Вы видите «лицо» Ташкента?

Для начала, конечно, это масса свободного места — ваши широкие проспекты с аккуратно растущими деревьями, большей частью невысокими, но всё же. В целом город зелёный и «свежий». Очень здорово то, что город не испорчен обилием света, как зачастую бывает в современных мегаполисах, например, тот же Нью-Йорк буквально «горит», и ты устаёшь от повсеместного света, нет ощущения спокойствия и уюта, всё вокруг «кричит». В Ташкенте свет сбалансирован и даже можно увидеть небо со звёздами, а ведь это так удивительно! Ташкент пока хорошо сохраняет тишину, мы видим, что поток машин велик, но не настолько, чтобы не затихать сутки напролёт.
 

Что Вы можете сказать об архитектурном облике Музея искусств?

В первую очередь, меня особенно впечатлили ширина и масштаб музея. И сама по себе конструкция здания довольно любопытная :то есть, на пути к искусству вы проходите сначала внушительный холл, атриум, а далее – конструкция из лестниц, словно возвышающая посетителей для встречи с творчеством выдающихся авторов. К слову, коллекция восточно-европейских художников, собранная музеем, по-настоящему впечатляет! Я пока не представляю, как это будет выглядеть в дальнейшем, но ни на минуту не сомневаюсь в том, что Тадао Андо сделает музей ещё привлекательнее и лучше.

Какова Ваша роль в проекте?

Всё очень просто. Думаю, моё участие заключается в том, чтобы поделиться видением современного музейного пространства и опытом. Если у человека есть видение проекта — он на пути к успеху. Всегда есть сложности с организацией объектов культуры, поэтому моя роль заключается в помощи с этой организацией. Ну и, конечно, наладить работу между нашими музеями для того, чтобы жители и гости Ташкента смогли увидеть шедевры мирового наследия в экспозиции, например, о которой я прежде упомянул.
 

Можем ли мы ожидать одну из экспозиций музея Альбертина в обновлённом Музее искусств?

Я дал обещание господину Мирзарахимову, представителям Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан, что если Музею искусств, перевоплощённому Тадао Андо, будет интересно сотрудничество с нами, то я бы очень хотел, чтобы одной из выставок музея стала совместная выставка с музеем Альбертина. Тогда мы сможем привезти такие шедевры, как работы Рембрандта, Гойи, Пикассо, Уорхолла и других мастеров кисти. Сейчас эту выставку мы готовим для Сан-Паоло, а прежде её могли изучить посетители Метрополитан в Нью-Йорке.

Как Вы планируете привлечь людей в Музей искусств?

Когда я стал руководителем музея Альбертина, я столкнулся с проблемой: в год музей в среднем посещало около двадцати тысяч человек. Это не устраивало меня абсолютно. Тогда я стал думать о том, как увеличить этот поток. Люди всегда относятся к музеям как к чему-то второстепенному, не особо нужному. И цель любого сотрудника музея в том, чтобы убедить людей в обратном. Важно объяснить, что искусство — для всех. Оно работает на каждого и с каждым. Посетить музей — не просто поставить галочку, а найти что-то, что есть там специально для вас. Детей не нужно заставлять ходить в музеи, но их можно мотивировать, заинтересовать таким видом досуга. Музей обязан быть культурно-общественным пространством, чтобы в нём можно было посидеть в одиночестве, разглядывая предмет искусства, или прийти в компании, чтобы провести время, знакомясь с произведениями живописи. Работники музеев не должны говорить, что людям неинтересны музеи. Они должны подумать, как привлечь максимальное количество людей и удержать их? Наш музей после скромных двадцати тысяч стал музеем с годовым показателем посещаемости в один миллион человек. Потому что мы общаемся с нашей аудиторией всех возрастов и профессий и позиционируем искусство как мировое достояние, которое сможет открыть для себя каждый. Не стоит недооценивать и роль сотрудников музея, ведь именно они должны вести людей к познанию и признанию искусства. 
 

Какой совет Вы могли бы дать сотрудникам музеев?

Всегда спрашивайте, что могут делать дети в музее? А чем займутся их родители? А что будет интересно школьникам? Когда вы продумаете хотя бы примерный план поведения для нескольких фокус-групп, вы обзаведётесь первыми постоянными посетителями. А дальше — больше, ведь начнётся цепная реакция!

Смотрите также:
Неземная мода
Дизайн

Неземная мода

Мода вне Земли существует.

Формы алхимии
Дизайн

Формы алхимии

Как женщины влияют на творчество Азизы Кариевой.

Некривое зеркало
Архисегодня

Некривое зеркало

Как художник из США построил зеркальный дом.

Камень, дерево, бумага
Архисегодня

Камень, дерево, бумага

Космические проекты Романа Власова.

По газонам не бегать
Культвещи

По газонам не бегать

Как выглядят кроссовки-кашпо от американской марки Bodega Rose.

Под крышей дома
Интерьер

Под крышей дома

Обустройство квартиры с мансардой в именах, брендах, советах.

Зелёный свет
Интерьер

Зелёный свет

Как украсить дом с помощью растений.

Бэнкси-ака
Архисегодня

Бэнкси-ака

История «Узбекского Бэнкси» и его работ.

Свет, камера, модерн
Графика

Свет, камера, модерн

Постеры Ташкента от дизайнера Александра Фёдорова.